«Педагогическая находка»
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Тема «Щелкунчик»
Разработал:
музыкальный руководитель
Кошелева Диана Владимировна
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Виды деятельности детей:
- познавательно-игровая;
- интеллектуально-игровая;
- социально-коммуникативная;
- творчески-импровизационная;
- исполнительски-игровая;
- двигательно-игровая.
Содержание деятельности детей:
- Определение характера музыки;
- Определение направления движения мелодии;
- Участие в музыкально-подвижных играх;
- Участие в музыкально-речевых играх;
- Исполнение песни;
- Импровизация в пластическом движении под музыку;
- Импровизации в музицировании на детских музыкальных инструментах.
Интегрированная форма. Путешествие в музыкальную сказку-балет.
Образовательные задачи.
1. Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт):
1.1. Воспитывать интерес к балету как жанру музыкального театра;
1.2. Развивать звуковысотный слух;
1.3. Закрепить представление о звучании челесты;
1.4. Развивать сенсорное восприятие детей.
2. Задачи, ориентированные на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру):
2.1. Формировать чувство сострадания;
2.2. Совершенствовать развитие готовности ребёнка к совместной деятельности со сверстниками;
2.3. Воспитывать уважение к творчеству сверстников.
3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности):
3.1. Способствовать реализации умения отображать в действии направление движения мелодии;
3.2. Совершенствовать звуковую фантазию, воображение, и ассоциативно-тембровое восприятие и мышление;
3.3. Развивать мелкую моторику рук;
3.4. Способствовать развитию интонационной выразительности речи.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– проблемная ситуация, заданная педагогом;
– афиша с тематикой образовательной деятельности;
– ароматические карточки-символы для выбора «Танца сладостей».
2. Материалы для деятельности детей.
2.1. Материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– дидактическое пособие «Мелодические линии» (со шнуровкой);
– демонстрационный модуль для афиши, выполненной детьми.
2.2. Материалы для преобразования и трансформации:
– дидактические игры «Цвет – настроение», «Настроение на ощупь»;
– карточки-схемы на тему «Театр»;
– карточки-схемы «Конфеты» (в виде геометрических фигур);
– иллюстрации к сказке Т.-Д.-А.Гофмана «Щелкунчик» (авторы иллюстраций: М.Митрофанов, П.Яковлева);
– портреты Т.-Д.-А.Гофмана и П.И.Чайковского;
– буклет для детей на тему «Щелкунчик».
2.3. Материальные средства для деятельности детей:
– аудиозаписи фрагментов музыки к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» (в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР, дирижёр: Е.Светланов);
– видеофрагменты балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»;
– белые шарфы и помпоны для импровизированного движения;
– детские музыкальные инструменты;
– тонированный лист ватмана для афиши, заготовки для коллажа, кисти, акриловые краски; клей, художественный гель с глиттерами.
3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– интерактивная доска;
– презентация «Щелкунчик»;
– музыкальный центр;
– магнитная доска.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Создаёт проблемную ситуацию (найти «убежавшие» конфеты), предлагает найти выход. | Выслушивают проблему, выдвигают гипотезы. Выполняют музыкально-речевое упражнение «Зум-зум». |
Предлагает отправиться в сказку «Щелкунчик». «Погружение» детей в сказочный сюжет. Показывает детям афишу к сказке-балету «Щелкунчик». | Выслушивают предложение. С помощью карточек-символов определяют, что им надо отправиться в сказку-балет. | |
Содержательно-деятельностный | Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Ёлка Мари и Фрица». | Рассматривают иллюстрацию. Рассказывают о своих впечатлениях. Выполняют упражнение на дыхание «Ах!» |
Предлагает исполнить детям знакомую песню про ёлку и Новый год. | Останавливают свой выбор на новой для них песне «Расскажи нам, ёлочка, сказку», музыка Н.Филькенштейн. Исполняют песню выразительно, напевно. | |
Предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением Щелкунчика. Предлагает помочь Щелкунчику «разгрызть орехи». | Высказывают мнения, какие выбрать для поставленной задачи музыкальные инструменты. Исполняют на музыкальных инструментах ритмический рисунок. | |
Предлагает вместе с Мари пожалеть пострадавшего Щелкунчика. | Слушают «Колыбельную», музыка П.И.Чайковского. Определяют характер музыки, используя дидактическое пособие «Настроение на ощупь». | |
Рассказывает историю сражения Щелкунчика с Мышиным королём. Рассказ сопровождается демонстрацией соответствующей иллюстрации. Предлагает прослушать «Марш» из балета «Щелкунчик». | Прослушивают музыкальное произведение. Определяют характер каждой его части, используя дидактическое пособие «Цвет – настроение». | |
Предлагает вспомнить, что было дальше в сказке. | Рассказывают, что Щелкунчик, благодаря Мари, превратился в Принца. Выбирают оптимальный вариант сказочного транспорта для путешествия в Страну Сладостей и Игрушек. | |
Предлагает посмотреть сцену-видеофрагмент «Снежные хлопья» из балета «Щелкунчик». Предлагает превратиться в снежные хлопья. | Выбирают, по желанию, белые помпоны или шарфы. Создают импровизированно-пластическую композицию «Снежные хлопья» (музыка П.И.Чайковского), передавая в движениях динамику мелодии. | |
Предлагает помочь быстрее добраться до Сказочной страны героям сказки. | Прослушав мелодию, исполняемую на фортепиано, определяют её направление, используя дидактическое пособие «Мелодические линии» (со шнуровкой). | |
Предлагает прослушать мелодию «Фея Драже» и назвать музыкальный инструмент, исполняющий основную мелодию. Предлагает превратиться в придворных музыкантов. | Рассматривают иллюстрацию. Прослушивают мелодию. Называют музыкальный инструмент, говорят об особенностях его тембра. Выбирают музыкальные инструменты. Создают импровизированную аранжировку для «Танца феи Драже», музыка П.И.Чайковского. | |
Обращает внимание, что «убежавшие» конфеты оказались на балу у Щелкунчика. Предлагает игру. | Участвуют в музыкально-сенсорной игре «Конфеты» (определяя фигуру конфеты с помощью карточек-схем «Конфеты» (в виде геометрических фигур). | |
Предлагает превратиться в Сладости на балу у Щелкунчика. | Выбирают наугад ароматические карточки-символы для выбора роли в «Танце сладостей». Определяют по запаху, какая сладость им досталась (Кофе, Шоколад, Пряник), разбиваются на подгруппы. Импровизированно исполняют, по очереди, в подгруппах, «Танцы Сладостей» (музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). | |
Оценочно-рефлексивный | Предлагает вспомнить, как дети помогали героям сказки и как они все вместе добирались до королевства Щелкунчика. Предлагает детям на память об их путешествии буклеты на тему «Щелкунчик». | Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы. |
Предлагает подготовить пластический спектакль-зарисовку «Щелкунчик» для младших дошкольников. Предлагает изготовить афишу к предстоящему спектаклю (в технике коллажа). | Принимают предложение. Обмениваются планами. Идут в группу изготавливать афишу. |
Методы и приемы
1. Методы мотивации и стимуляции деятельности детей.
– Создание проблемной ситуации;
– Демонстрация афиши с тематикой образовательной деятельности;
– «погружение» в сказочную атмосферу;
– Использование ароматических карточек-символов;
– Предложение о создании спектакля-зарисовки.
2. Методы организации деятельности.
2.1. Наглядные:
– Демонстрация иллюстраций;
– Демонстрация портретов Э.-Т.-А.Гофмана и П.И.Чаковского;
– Демонстрация видеофрагмента из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (Сцена «Вальс снежных хлопьев»).
Вальс снежных хлопьев (П.И.Чайковский - балет "Щелкунчик") Большой Театр.
Солисты - Екатерина Максимова и Владимир Васильев
2.2. Словесные:
– Выразительное пересказывание педагогом отрывков из сказки «Щелкунчик»;
– Вербальная помощь педагога, по необходимости, детям в импровизациях;
– Ответы и высказывания детей на вопросы и проблемные ситуации, определённые педагогом или другими детьми;
– Выполнение музыкально-речевой игры.
2.3. Практически-игровые:
– Использование дидактических пособий на развитие сенсорики детей;
– Изготовление афиши.
2.4. Художественно-практические:
– Исполнение песни;
– Исполнение «Танцев сладостей».
2.5. Активации творческих проявлений:
– Создание импровизационных музыкально-пластических композиций;
– Создание импровизационной аранжировки мелодии.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей.
– Устный опрос;
– Умение детей оценивать свою деятельность;
– Поддержка и одобрение со стороны педагога и детей.
Волшебного Нового Года вам, дорогие посетители моей странички!!!